И я ещё немножко помучаю вас своими впечатлениями от "Элизабет", хорошо?
Более эмоционального и завораживающего мюзикла я ещё не видела...
читать дальшеВсё начинается с того, что убийцу Елизаветы - Лукени призывают к ответу и он говорит, что только помог королеве стать счастливой, так как всю жизнь она была влюблена в Der Tod'а (Смерть). В доказательство Лукени призывает всех приближенных Элизабет. Действие переносится в прошлое.
Элизабет (или Сиси, как называют её все окружающие) - 15-тилетняя бесшабашная и непосредственная девушка, вовсе не стремящаяся быть королевой - ей куда больше хочется в дальние страны (Катманду, к примеру) или выступать в цирковой труппе... Но из неё ещё надеются воспитать приличную принцессу. Она просит отца взять её с собой, в путешествие, но тот отказывается - Сиси обязана присутствовать на помолвке своей старшей сестры Елены и принца Франца-Иосифа.
Как-то раз заигравшись, увлекшись акробатикой Элизабет нечаянно срывается и падает с огромной высоты... и впервые встречает Der Tod'а - потустороннее воплощение Смерти в облике прекрасного молодого человека. Der Tod возвращает Сиси гувернанткам в целости и сохранности, и исчезает.
По иронии судьбы Франц-Иосиф, которого прочили в мужья Елене, влюбляется в легкомысленную и непосредственную Сиси. Его мать стала было возражать, но он настоял и вопрос о свадьбе был решен. В колокола на их свадьбе звонит сам Der Tod, заливаясь поистине дьявольским смехом. Появляется он и на свадебном балу и все вокруг замирают. С злой насмешливой улыбкой он смотрит на Элизабет. Пусть сейчас Франц-Иосиф победил, но последний танец с ней - за ним, за Der Tod'ом.
Далее начинается период репрессий для Элизабет - её упрекают за все, что только возможно, она постоянно подвергается тирании со стороны матери Франца-Иосифа, которая, по сути, и управляет страной. У Элизабет забирают её детей, не позволяя заниматься их воспитанием, со стороны мужа - никакой поддержки, он во всем подчиняется своей матери. С ней рядом только Der Tod.
Но Сиси надоедает роль жертвы, она пытается бороться с этим, ставит мужу ультиматум о том, что только
она будет воспитывать детей. Тем временем в народе неспокойно, люди на площади обвиняют Елизавету в том, что в городе нет молока — она извела его на свои ванны. Елизавете же как никогда нужны красота и обаяние, чтобы убедить императора уступить ее требованиям. И он уступает.
Элизабет, опьяненная победой, заявляет, что она и только она будет распоряжаться своей жизнью, бросая вызов Софии, Францу-Иосифу и даже самому Der Tod'у! Самый яркий, самый эмоциональный, самый запечатлевающийся момент всего мюзикла - дуэт Элизабет и Der Tod'а - "Wenn ich tanzen will" ("Когда я захочу танцевать", в котором она заявляет, что ей не нужен Der Tod, что она не ищет ни любви, ни помощи его, на что он отвечает, что заставит её возненавидеть жизнь, она будет принадлежать ему.
Wenn ich tanzen will
Elisabeth: Was f;r ein Triumph!
Tod: Mein Triumph.
Elisabeth: Welch ein Fest!
Tod: Mein Fest.
Elisabeth: Ich hab die Feinde ;berwunden.
Tod: So ;nderst du den Lauf
der Welt in meinem Sinn.
So eng sind wir verbunden.
Elisabeth: Ich tu’s nicht f;r die Welt.
Tod: Nicht f;r die Welt.
Elisabeth: Nur f;r mich.
Tod: F;r mich.
Elisabeth: Jetzt hab ich meinen Weg gefunden.
Tod: Sie haben ;ber dich gelacht.
Doch jetzt hast du dich durchgesetzt
und sie besiegt.
Elisabeth: Sie hielten mich an Dr;hten fest
als Puppe, die man tanzen l;sst.
Doch ich wird keine Marionette sein!
Wenn ich tanzen will,
dann tanz ich so wie’s mir gef;llt.
Ich allein bestimm’ die Stunde.
Ich allein w;hl’ die Musik.
Wenn ich tanzen will,
dann tanze ich auf meine ganz besondre Art:
Am Rande des Abgrunds
oder nur in deinem Blick.
Tod: Schwarze M;we, flieg!
Elisabeth: Ich flieg...
Tod: Ich allein...
Elisabeth: ...allein
Tod: ...will dich durch Nacht und Sturm begleiten.
Elisabeth: Ich will nicht mehr begleitet sein
auch nicht von dir.
Ich lass mich nicht leiten.
Tod: Frei bist du nur durch mich
Elisabeth: Nur durch mich.
Tod: Nur f;r mich.
Elisabeth: F;r mich.
Tod: Denn du sollst mir den Weg bereiten.
Elisabeth: Ich geh jetzt meinen eignen Weg.
Ich habe mich getrennt von dir.
Las mich in Ruh.
Tod: Du hast dich in mich verliebt,
weil’s Freiheit ohne mich nicht gibt
und keiner dich verstehn kann au;er mir.
Elisabeth & Tod:
Wenn ich tanzen will...
(...)
Elisabeth: Ich bin stark genug allein.
Tod: Stark warst du nur solang du noch geglaubt hast schwach zu sein.
Elisabeth: Ich ruf dich nicht.
Tod: Du wirst mich rufen.
Elisabeth: Ich such dich nicht.
Tod: Du wirst mich suchen.
Elisabeth: Ich fang an, das Leben zu lieben.
Tod: Bald wird es dir verhasst sein!
Elisabeth & Tod:
Wenn ich tanzen will...
(...)
Wenn ich tanzen will,
und mit wem ich tanzen will,
bestimm nur ich allein.
Когда я захочу танцевать
Элизабет: Это наш триумф!
Смерть: Мой триумф...
Элизабет: Наш успех!
Смерть: Мой успех.
Элизабет: Сильней врагов своих стократ я!..
Смерть: Так правлю я тобой, а ты
Меняешь мир,
Нет к прошлому возврата!
Элизабет: Но мне не важен мир.
Смерть: Не важен мир…
Элизабет: Только я!
Смерть: Лишь я…
Элизабет: Теперь свой путь я вижу ясно!
Смерть: Тебя преследовал их смех,
Теперь же ты сильней их всех,
Сильней их всех!
Элизабет: Они играли свой спектакль,
Могла я лишь кивать им в такт…
Не быть мне больше куклой в их руках!
[Припев]
Только мне решать,
Когда и с кем мне танцевать:
Ведь на все моя лишь воля,
Кто посмеет мне мешать?
Только мне решать,
Куда и как мне сделать
каждый новый шаг!
Быть может, в бездну,
Где живет твоя душа…
Смерть: Как легко взлететь...
Элизабет: Лететь...
Смерть: ...со мной...
Элизабет: ...одной!
Смерть: ...не разомкнув своих объятий!..
Элизабет: Но это только мой полет,
И даже ты
Не смеешь помогать мне!
Смерть: Свобода – это я!
Элизабет: Это ложь…
Смерть: Для тебя!..
Элизабет: Ты лжешь!
Смерть: Не в силах путь ты указать мне!
Элизабет: Я не желаю быть с тобой!
Путь власти дан лишь мне одной,
Лишь мне одной!
Смерть: С тобою нас сковала страсть…
И пусть в твоих руках вся власть,
Но только я могу тебя понять!
Элизабет и Смерть:
[Припев]
Элизабет: Сила в том, чтоб быть одной!
Смерть: Ты будешь сильной, только слабой став рядом со мной!
Элизабет: Я не ищу…
Смерть: Не отпущу я…
Элизабет: …твоей любви!
Смерть: …тебя на волю!
Элизабет: Ведь любви достойна одна лишь жизнь!
Смерть: Ты возненавидишь жизнь!
Элизабет и Смерть:
[Припев]
Элизабет и Смерть:
Только мне решать,
С кем и как мне танцевать,
Решаю только я!
Благодаря усилиям Елизаветы происходит примирение Австрии и Венгрии. Лукени же считает, что это — начало конца империи Габсбургов. Будущее за национализмом — предрекает он.Der Tod тем временем приходит к сыну Сиси - маленькому принцу Рудольфу, которому очень не хватает матери и заводит с ним беседу...
А София, стараясь ослабить влияние Сиси на Франца-Иосифа пытается спровоцировать ссору, измену жене. Адъютант императора подбирает для него девицу легкого поведения, от которой Франц-Иосиф заражается венерической болезнью и заражает ею Елизавету. Der Tod торжествует.
Он является в облике врача и выносит приговор Сиси, а для неё - это возможность обрести, наконец, свободу. Она уезжает из Австрии на 10 лет .
София умирает, Рудольф взрослеет, и Der Tod подстрекает его к борьбе с отцом.
Принц просит Елизавету убедить Франца-Иосифа в том, что сам может решать свою судьбу. Der Tod, конечно, рядом.
Но Сиси отказывается, она ничего не хочет просить у своего мужа, с которым давным давно порвала всякие отношения. Рудольф в отчаянии, призывает Der Tod'а, который приходит и забирает его с собой - Рудольф покончил с собой выстрелом в голову.
Элизабет в отчаянии - у неё нет больше ничего и никого, она потеряла всё, что могла. Рыдая, Элизабет просит Der Tod'а, чтобы он забрал и её, но тот отказывает, вскинув голову и заявляя, что она ему не нужна. Не она ли говорила, что его помощь ни к чему? Ну так что же?..
Далее происходит сцена между Францем-Иосифом и Элизабэт. Он просит Сиси вернуться к нему, ведь прошло столько лет, ведь любовь может всё исправить... Но Элизабэт отказывается - ей вовсе не улыбается вновь попасть под влияние своего мужа.
Проходит много лет, прежде, чем Смерть соглашается принять её. Он выбирает Лукени в качестве своего орудия и тот убивает Сиси в Женеве.
Der Tod зовёт Элизабэт. Она говорит, что никогда не изменяла своему принципу - принадлежать только себе, на что Der Tod отвечает, что в действительности она всегда принадлежала лишь ему...
На самом деле поразила искреняя несколько неуверенная улыбка Der Tod'а...
Ну и Хэппи Энд разумеется =)
И музыка, музыка, музыка... Это потрясно! С нотками рока, заораживающая, затягивающая, сводящая с ума... А как они поют... как будто живут этим - насквозь пронизанные отчаянием, торжеством, ненавистью, насмешкой, улыбкой, страхом, безысходностью, свободой... Голоса - неподражаемы (Камараша, конечно, особенно)))))
Ещё раз повторюсь, что более замечательных актеров, более вдохновенных и эмоциональных мне ещё видеть не приходилось... Про Der Tod'а уже говорила - в исполнении Мате Камараша он нравится мне больше, чем у Уве Крегера, потому что у последнего Смерть - это этакий романтический очаровательно загадочный персонаж с нотками готики (вероятно, за счет грима и общего стиля), а у Мате - всё-таки дерзкий бесшабашный временами агрессивный призрак из потустронней реальности, с нотками цинизма... тот, кто властен над всеми.
Элизабэт мне не по душе, особенно в этой постановке (Вена, 2005 г.) - слишком уж у неё неясный характер, будто сама не знает, чего хочет. Хотя на самом деле сама по себе личность Сиси мне очень близка по духу, по характеру, по принципам. Но по поступкам... Хотя временами дух захватывает... Ну в общем я не определилась)
Зато Лукени, выполняющий роль рассказчика, привел в восторг - самый впечатляющий, самый опять же эмоциональный персонаж, на которого смотришь и видишь именно Лукени, а не актера, играющего убийцу... Впечатляет.
Ещё меня очаровал маленький Рудольф... Так проникновенно было это "Mama, wo bist du..."
Ну и София была очень внушительна)
Да и вообще я от всех в восторге. Просто в восторге целиком от всей этой вещи...
(Der Tod, Элизабет и Лукени)